1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Профессиональный модуль ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» относится к профессиональному модулю профессионального учебного цикла.

 

3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·  принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

·  принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

·  проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

·  проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

·  проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

·  проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

·  организовывать документооборот;

·  разбираться в номенклатуре дел;

· заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;

·  передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

·  передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

·  исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

·  понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

·  обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

·  поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

·  проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

·  проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

·  учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

·  оформлять денежные и кассовые документы;

·  заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

·  проводить учет основных средств;

·  проводить учет нематериальных активов;

·  проводить учет долгосрочных инвестиций;

·  проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

·  проводить учет материально-производственных запасов;

·  проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

·  проводить учет готовой продукции и ее реализации;

·  проводить учет текущих операций и расчетов;

·  проводить учет труда и заработной платы;

·  проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

·  проводить учет собственного капитала;

·  проводить учет кредитов и займов;

знать:

· основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

·  понятие первичной бухгалтерской документации;

· определение первичных бухгалтерских документов;

· унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;

·  порядок проведения проверки первичных и бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;

·  принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

· порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

· порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров; правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;

· сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

· теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

· инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

· принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

· классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

· два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;

· учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

· учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

· особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

· порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;

·  правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;

·  понятие и классификацию основных средств;

· оценку и переоценку основных средств;

· учет поступления основных средств;

·  учет выбытия и аренды основных средств;

· учет амортизации основных средств;

·  особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

· понятие и классификацию нематериальных активов;

· учет поступления и выбытия нематериальных активов;

· амортизацию нематериальных активов;

· учет долгосрочных инвестиций;

· учет финансовых вложений и ценных бумаг;

· учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

· документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;

· учет материалов на складе и в бухгалтерии;

· синтетический учет движения материалов;

· учет транспортно-заготовительных расходов;

· учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: систему учета производственных затрат и их классификацию;

·  сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и

· управление;

·  особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;

· учет потерь и непроизводственных расходов;

· учет и оценку незавершенного производства;

· калькуляцию себестоимости продукции;

· характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;

· технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);

· учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

· учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

· учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;

·  учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, и реализуется в рамках профессиональных модулей ОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности, предусмотренных ГОС СПО.

Учебная практика проводится в рамках профессиональных модулей: 

ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Цель учебной практики – углубление знаний и приобретение первичных навыков в планировании и организации деятельности по учету имущества и обязательств организации, проведении и оформлении хозяйственных операций, обработке бухгалтерской информации, проведении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формировании бухгалтерской отчетности, ведении налогового учета, осуществлении налогового планирования в организациях и подразделениях различных сфер деятельности.

Задачи учебной практики:

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно- технических документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

- разработка предложений по совершенствованию управления организации

- сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовых работ, отчетов по учебным дисциплинам.


Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ГОС СПО по специальности.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится в   рамках профессиональных модулей: 

ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Контролёр-кассир).

Цель производственной практики (по профилю специальности) –  получение практических навыков в планировании и организации деятельности по учету имущества и обязательств организации, проведению   и оформлению хозяйственных операций, обработке бухгалтерской информации, проведению расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, анализ бухгалтерской отчетности, налоговое планирование в организациях и подразделениях различных сфер деятельности.

Задачи производственной практики (по профилю специальности):

- практическое использование теоретических знаний поизученным дисциплинам для проведения исследований в области бухгалтерского учета;

- исполнение обязанностей специалистов (руководителей подразделений) с учетом потребностей организации и интересов студентов;

- выполнение анализа бухгалтерской информации;

-  проведение и оформление хозяйственных операций;

-  сбор, обработка и систематизация полученных материалов.